МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ [6] |
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ [33] |
ЕГЭ [9] |
ОГЭ [5] |
СОЧИНЕНИЕ [4] |
Устный экзамен 9 класс [3] |
ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: Памятник белому Биму поставят в Калуге
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ: В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ: Петербург Ахматовой
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Дина Рубина «Рябиновый клин»
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Г.Черкашин. Рассказ «Кукла»
27.08.2023 Поздравляю с новым учебным годом!
04.11.2022 День народного единства
04.11.2019 Юбилей Лермонтова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности?
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Итоговое сочинение- 2022
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ: Художественные особенности лирики Ф.Тютчева
Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК » Устный экзамен 9 класс |
05.02.2019, 19:30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устное итоговое собеседование по русскому языку с 2019 года стало обязательным для учащихся 9 классов. Успешное прохождение итогового собеседования является допуском к государственной итоговой аттестации. В итоговом собеседовании проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы и доносить до собеседника свою точку зрения. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться. В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания: 1. Чтение текста 2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации 3. Монолог 4. Диалог с экзаменатором За собеседование ставят зачёт или незачёт. Все четыре задания оцениваются максимум в 19 баллов. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. Чтение текста. В данном задании нужно правильно и выразительно прочесть текст объемом 170-180 слов. На подготовку дается 2 минуты. За 2 минуты вам нужно запомнить самые важные детали, сделать необходимые пометки в черновике. Интонационная функция знаков препинания Точка: закончена мысль – понижение голоса; запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх; точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке, многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса; восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса; вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается; тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке; двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения; скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается; кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова. Максимальный балл за чтение 2 балла. Пересказ текста Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 1 минута. К пересказу предъявляется два основных требования: При пересказе оценивается четыре момента: Советы для подготовки пересказа:
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише (уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа) Пересказ + речевое клише:
Максимальный балл за пересказ текста 4 балла. Отдельно оценивается правильность речи при чтении и пересказе: – Нет грамматических ошибок — 1 балл Монолог В данном задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. Композиция текста-описания 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. Композиция текста-повествования 1. Завязка (начало событий). 2. Развитие действия. 3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия). 4. Развязка (итог событий). Композиция текста-рассуждения 1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод. Советы ученикам для описания фотографии 1. Начните с: замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?); поиска смыслового центра фотоснимка; описания того, кто (или что) изображен; 2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда). 3. Не говорите того, чего нет на фотографии. 4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу вашего монологического высказывания, например: экскурсия в прошлое, интересная история, фотография на память, смысловой центр, передний и задний план, цветовой ряд (краски, оттенки, настроение), персонажи и предметный ряд, яркое впечатление, сохранённое на снимке. 5. Обратите внимание, как изображены предметы: опишите фон, позы, цветовые эффекты; ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе), укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии. 6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов: если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.) опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.) если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные. 7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?). 8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные. 9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили. 10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография. Речевые клише Вступление:
Основная часть: глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать… глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства… прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое… прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная… прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Заключение
Советы ученикам для создания текста-повествования 1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы: Какова тема монологического высказывания? О каком событии из своей жизни будете рассказывать? Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники? Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом? Какой момент был кульминационным в развитии событий? Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)? 2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?). 3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление). 4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?) 5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка). 6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены. Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.
Советы ученикам для создания текста-рассуждения 1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена. 2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?). 3. Вспомните структуру текста-рассуждения. 4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания. 5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п. 6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана. Максимальный балл за монолог 3 балла. Диалог 1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова. 2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса. 3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того, что; несмотря на то что и т.п. 4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п. 5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме: тезис (вопрос переделать в повествовательное предложение) причины (почему истинен тезис?) следствие (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказана?) 6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец…. 7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов. Образец диалога
Экзаменатором-собеседником может быть любой преподаватель с высшим образованием. Он не сообщит вам заранее, на какую тему будет с вами общаться. Просто начнёт задавать вопросы, вовлекая вас в диалог. В карточке экзаменатора есть список примерных вопросов, но он может задавать и другие вопросы по этой теме. Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка и литературы. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может оценивать ответы по аудиозаписи. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга. Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм и правильность произношения слов. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3063 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||