ОГЭ [3] |
ЕГЭ [5] |
СОЧИНЕНИЕ [3] |
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ [22] |
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ [12] |
ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: Памятник белому Биму поставят в Калуге
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ: В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ: Петербург Ахматовой
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Дина Рубина «Рябиновый клин»
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Г.Черкашин. Рассказ «Кукла»
04.11.2022 День народного единства
04.11.2019 Юбилей Лермонтова
22.06.2019 130 лет со дня рождения А.А.Ахматовой
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности?
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Итоговое сочинение- 2022
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ: Художественные особенности лирики Ф.Тютчева
Главная » Файлы » Литература » ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ |
27.11.2022, 22:59 | |
7 декабря российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение – работу, которая станет допуском к ЕГЭ и еще одним важным шагом к получению заветного аттестата о среднем образовании. О том, как организовать подготовку в оставшееся до сочинения время, и об основных правилах написания этой работы одиннадцатиклассникам рассказывает филолог, преподаватель русского языка и литературы Оксана Ласковская. Оксана Сергеевна, одиннадцатиклассник, уверенно идущий на сочинение, должен быть… Грамотным, начитанным, умеющим составить связный текст определенного объема с опорой на литературный и культурный материал, умеющим выстроить логичное рассуждение и раскрыть тему разносторонне и глубоко. Существуют ли какие-то ограничения в использовании литературных произведений, на которые можно опираться при выполнении работы? С прошлого года сняты все ограничения, кроме здравого смысла и хотя бы базового понимания качества и уместности выбора произведений. Я вообще рекомендую этим руководствоваться всегда и везде. Делать глупости или пытаться кого-то эпатировать можно в разных местах – необязательно для этого использовать ситуацию проверки знаний (в любом ее формате). Лучше знания предъявлять в самом блестящем их виде. Так что пишите о том, что вы хорошо знаете, в чем уверены и что сможете раскрыть глубоко и разносторонне, как от вас того и ждут. Итоговое сочинение – это свободный рассказ или строго структурированная работа с обязательным вступлением, заключением, опорными точками и ключевыми словами, которые обязательно надо использовать? Никаких ключевых слов нет, но есть нюансы. Всякая свобода имеет свои ограничения. Тип текста у вас – рассуждение, а это предполагает вступление, основную часть (те самые литературные примеры и аргументы) и заключение. Что именно вы положите в основу рассуждений, зависит только от вас и вашего полета мысли. Но композиция должна быть в порядке, а логические ошибки, любые бессмысленные повторы и провалы в тексте – то, чего быть как раз не должно. Повторяемые всюду клише и затертые штампы – это плохо; богатая, разнообразная, умная и грамотная речь – это хорошо. Но помните заветное правило: пишите нормальным человеческим языком! Не чиновничьим («так умнее» не будет), не восторженно-патетическим (как Г.Р. Державин в одах), но и не бытовым, как с мамой за чашкой чая. Стиль работы – нейтральный, и в ней одинаково неуместны ни сленговые словечки, ни «высокие» слова, выбивающиеся из общего ряда. «О друг мой Аркадий Николаевич! – воскликнул Базаров,– об одном прошу тебя: не говори красиво». Этой цитатой я уже не первый год иллюстрирую суть подхода к стилю работы. Кстати, подходящие по теме вашей работы цитаты очень даже уместны, как и отсылки к другим видам искусства, помимо литературы. Не надо давать в заключении советы вроде «не проваливаться в колодцы боли» и подобное, не надо предлагать что-то прочитать/подумать/представить тем, кто вас проверяет. Это выглядит дурно: первое – потому что это пример крайне неудачной метафоры, второе – потому что советов никто и не просит. Даже если вдруг тема так звучит, что так и хочется нечто такое написать, все равно лучше этого не делать. Если объем сочинения будет больше положенного количества слов – это хорошо или плохо? Верхнего предела нет; нижний есть. 250 слов – ваш минимум, чтобы в работе хотя бы было возможно что-то проверять. 350 слов – средняя норма. Хорошие, крепкие работы в моей практике – около 500. Если у вас нормально прописаны все части работы, объем набирается сам, главное тогда – успеть все написать в отведенное время. Одиннадцатиклассник пришел на экзамен – и не может написать ни слова, хотя прекрасно умеет рассуждать, прочитал много книг и т. д. Как выйти из такого ступора? Что бы вы посоветовали? Выход из любого ступора – действие. У вас шесть тем, вам надо начать с их разбора: там либо вопрос, что уже подталкивает к рассуждению, либо утверждение, но там тоже есть отправная точка. Цитаты великих людей в качестве темы тоже могут быть, и тоже там есть «ключики». Сначала тему надо разобрать и выделить в ней слова-ограничители, задающие вам рамки. Писать надо строго по теме, вот и обозначьте для себя ее поле. Запишите наиболее понравившуюся тему на черновике и подчеркните в ней ключевые слова – это уже начало работы. Все темы кажутся «плохими» – тогда запишите все, во всех подчеркивайте нужное. В процессе что-то найдется. Дальше мозг придет в себя, и дело пойдет. Набросайте план, он тут предельно прост: вступление, аргумент 1, аргумент 2, заключение. В процессе вы уже что-то вспомните – и сразу записывайте все, потом исправите. Сколько времени оптимально отвести на черновик, чистовик, проверку? Я всегда рекомендую делить время пополам: половину отдать черновику, половину – работе набело. И обязательно строжайше запрещаю писать набело сразу. У вас нет, конечно, пункта «минус за «грязь» в работе», но дело не в этом. Работать с любым текстом надо по методу Л.Н. Толстого: сначала записываем все, что пришло в голову по теме, чтобы ни одной мысли не потерять. Вот как получится; криво-косо – ну и пусть, главное – чтобы все ценное из головы было зафиксировано. Потом две минуты на отвлечение: смотрим в окно, в потолок, в пол… куда угодно, только не на свой лист. Мозгу надо переключиться с проделанной только что работы. Но не засиживаться, время-то идет. А уж потом беремся править написанное. И вот тогда можно заметить, что где-то смысловые блоки надо поменять местами (иногда это даже целые аргументы целиком), чтобы не страдала логика. Или обнаружить неудачные формулировки и убрать их, исправить на удачные или более тщательно обдумать высказывание в целом. Обязательно проверить речь, корректность и однозначность высказываний. Помните: всякая двусмысленность и неточность формулировок работают против вас. Это всегда так, не только на сочинении. До сочинения остается всего две недели: как выстроить подготовку перед финальным рывком? Совет предельно простой: читать и писать. Потому что работа письменная и проверяет начитанность – все логично. Даже если вы проспали всю литературу за весь школьный курс, еще есть шанс наверстать малую форму: у вас в программе много замечательных авторов, писавших рассказы и повести. Это и классики, и современники – так что выбор у вас довольно велик. И помните: практика всегда значит очень много! Пишите сочинения по темам прошлых лет, выполняйте задания, которые дают вам учителя в школе, репетиторы или курсы – смотря по тому, как и где вы готовитесь. Сейчас самое время выполнять все-все письменные работы на совесть, а не пренебрегать ими. Дайте, пожалуйста, советы: чего категорически нельзя делать на сочинении и что обязательно нужно делать. Нельзя: 1. Списывать. Надо: Всем удачи и хороших результатов! https://edu.ru/new Федеральный портал Российское образование-y
| |
Просмотров: 682 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |