Приветствую Вас, Гость!
Четверг, 21.11.2024, 13:43
Главная | Вход | RSS

Содержание

Категории раздела

Год литературы

70-летие Победы

В мире поэзии

Послушайте!

Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философами. П. Буаст

Мотиваторы

КаленДАРь

Статистика

Всего
Польз.
Гости
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Для слабовидящих

Поиск по сайту

Новые страницы

Новости блога

Доска объявлений

Новые материалы

Внимание, вопрос!

Какую книгу Вы сейчас читаете?
Всего ответов: 145

Открытая книга

Главная » Статьи » ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ

Орлова Анастасия. Повесть В.Быкова «Обелиск». Отзыв.

Творческая работа Призёра отборочного этапа олимпиады «Россия-Беларусь» - 2015

ученицы 11 класса Орловой Анастасии

 

Отзыв

Отрывок из повести «Обелиск» Василия Быкова выбран мной не случайно. Тема войны очень волнует меня и заставляет задуматься о том, сколько для нас, живущих в современном мире людей, сделали те, кто прошёл через эти страшные испытания. Ведь благодаря их бесконечному мужеству, мы имеем мирное небо над головой, возможность спокойно жить, свободно творить, любить…  Однако есть ещё одна причина, по которой я выбрала именно этот текст. Моя мама работает в школе учителем. С самого детства я вижу, как она трудится, сколько сил и энтузиазма отдаёт каждый день ученикам, проводя уроки, как сильно устаёт после работы, но, собрав последние силы, садится и проверяет тетради. Мама всегда стремится подарить детям частичку себя, придумывая интересные уроки. Поэтому с малых лет я знаю, сколько ответственности лежит на плечах учителя, какие это честные и преданные своему делу люди, готовые всегда прийти на помощь детям.

Василий Владимирович Быков (1924 – 2003) - известный белорусский писатель - добровольцем отправился на фронт во время Великой Отечественной войны, будучи ещё совсем молодым юношей, только что поступившим в Витебское художественное училище. Огромное впечатление произвела на него эта кровавая война. Весь ужас, страх, голод, бесконечные и многочисленные смерти оставили чёрный след в жизни писателя и нашли место в его произведениях. Война стала основной темой его творчества.

Повесть «Обелиск» была написана в 1971 году. В чём же заключается смысл названия повести? Обелиск – это памятник, возведённый в честь каких-либо событий, чаще всего военных. Он невидимой нитью связывает настоящее и прошлое. Василий Быков был тяжело ранен в военные годы, и все посчитали, что он умер, на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Поэтому слово «обелиск» ему очень близко и понятно. Назвав так свою повесть, автор хочет, чтобы никогда не порвалась эта тончайшая нить. Он хочет, чтобы потомки помнили подвиг людей, живших и воевавших в годы Великой Отечественной войны, и ценили их победу.

В.Быков размышляет в «Обелиске» над актуальными нравственными проблемами: связь поколений, верность традициям отцов и дедов, неразрывная взаимосвязь времён, жизнь по совести. Василия Быкова интересует вопрос: что же действительно является подвигом? Может быть, убийство противника, раздобытая информация и тому подобное – это далеко не всё, что можно назвать подвигом? Стоит ли считать деревенского учителя Алеся Мороза героем?

Особенность композиции повести «Обелиск» заключается в том, что она представляет собой рассказ в рассказе. Таким способом автор выделяет значимые для него части и создаёт эффект связи поколений: что думали, чувствовали и делали люди в годы войны, и как оценивает эту ситуацию современное поколение. Василий Быков хочет обратить внимание читателей именно на эту связь прошлого и настоящего и заставляет задуматься над тем, что такое истинное геройство и что ценного сделали люди в то время. Ему важно, чтобы современный человек смог понять степень храбрости, отваги и мужества тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Но тогда и повествование ведется от лица двух рассказчиков (журналиста - от первого лица -  и Ткачука), что позволяет писателю создать эффект присутствия. Читая повесть, становишься не только очевидцем, но и участником событий. Та часть произведения, которая даётся от лица Ткачука, передает особенные живые интонации разговорной речи, насыщена оценочной лексикой. Его рассказ эмоционален. Герой  словно заново переживает те далёкие события, испытывает чувство вины (по тяжелому, не слишком тщательно выбритому лицу промелькнула тень горечи)

Рассказчик (журналист) собирается навестить Сельцо, чтобы помочь Миклашевичу, у которого есть «какое-то дело, в котором он рассчитывает на него». Миклашевич – это уже выросший мальчик, который был в числе воспитанников Мороза. Ему чудом удалось спастись от фашистов. Однако рассказчик всё время откладывает поездку из-за разных житейских дел. Но позднее он узнаёт о смерти Миклашевича. Ему становится стыдно и грустно. Скорее всего, это происходит от осознания того, что за своими делами у него очерствело сердце. Забылось, отошло на второй план то, что ценилось и уважалось: героическая смерть учителя Алеся Мороза. Уже подъезжая к месту, рассказчик начинает сомневаться, а нужно ли было ему приезжать в Сельцо. Время упущено, его никто не ждёт. Но он приезжает, потому что хочет почтить память. Ему стыдно, ведь он должен был приехать раньше. Но время не повернуть вспять… Именно его глазами мы видим «приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооружённый руками каких-то местных умельцев»

Алесь Мороз – простой сельский учитель, который учит жить по совести своих учеников. Он может всё время читать с ними разные книги, например, Толстого. Но главной его целью является не забивание голов детей весьма не оправданными стереотипами современников. Он хочет, чтобы его ученики научились самостоятельно думать и анализировать. «Если вы имеете ввиду моё теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

Кто бы могу подумать, что его слова окажутся пророческими? Немцы берут в плен мальчишек, которых учил Алесь Иванович. Их таскают в избу, чтобы устраивать допросы, пытать и бить. Враги ждут Мороза. Немцы ставят условие: если Алесь Мороз приходит, они отпускают детей. Учитель понимал, что несёт за них ответственность, что не может позволить немцам убить своих учеников. И Мороз приходит, зная, что добровольно соглашается на гибель. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. Да и «… то обстоятельство, что рядом был их учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как – то облегчало их незавидную судьбу». Так оказался Мороз перед проблемой своего собственного, личного, нравственного выбора - выбора по совести. Он разделит свою участь с мальчиками. Идёт на смерть, сдаваясь перед физической силой врага и побеждая его духовно.

Нужно сказать, что Алесь Иванович – это пример храбрости и мужества. Когда враги вели его с учениками в местечко, он решил рискнуть и попробовать спасти хоть одного мальчика. Ему это не удалось. Мальчик был убит…  Никого не может оставить равнодушным описание трагического дня. Когда читаешь этот эпизод, на глаза наворачиваются слёзы. Эти впечатления создаёт риторическое восклицание (Бедный, несчастный Павлик!), использование автором целого ряда глаголов, создающих парадоксальный эффект замедленной съёмки и динамичного действия одновременно; оценочная лексика (хлопчик, несчастный Павлик, бандиты оказались все в сборе, главарь налицо)

Учителя повесили…  Ему не удалось спасти своих учеников, лишь один мальчик выжил по счастливой случайности. «Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем, если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…»

Произведение строится на дискуссии Ткачука и Ксендзова. Ксендзов отстаивает позицию, что Алесь Мороз не совершил никакого подвига, что он не герой, а значит, Павел Миклашевич зря, почти до конца жизни, добивался того, чтобы имя его учителя было написано на обелиске рядом с пятью именами его учеников. У таких, как Ксендзов, есть много доводов не считать Мороза героем: он не убил ни одного фашиста, сам ходил к немцам, чтобы они разрешили открыть школу. А Ткачук, работавший вместе в Алесем Ивановичем, -  совсем другого мнения. Он смотрит глубже и видит всю суть поступков Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они»,- вот главный принцип учителя, который понятен и Ткачуку. Из их диалога мы чётко понимаем позицию автора. Василий Быков принимает сторону бывшего партизанского комиссара. Он возвышает Мороза, доказывает, что он совершил героический поступок – остался со своими учениками. Ксендзов знает о войне лишь из книг да фильмов, он не чувствовал этого страха и безумия, которые вынес Ткачук, Мороз и многие другие. В уста Ткачука автор вкладывает свой взгляд на происходящее: он обвиняет Ксендзова в душевной близорукости, слепоте и глухости.  В современном мире, к сожалению, некоторые люди берут на себя ответственность обвинять главнокомандующих в том, что из-за них были проиграны какие-то сражения, утверждают, что люди и не совершали вовсе никаких подвигов. Легко судить со стороны, когда не побывал на их месте…

Людям стоит понять, что судить о каких-либо вещах по литературе и кинематографу, не прочувствовав всё на себе, очень глупо. Мы должны чтить помять погибших, тем более, что они открыли для нас двери в будущее.

Читая повесть, я вспомнила историю известного Варшавского учителя Януша Корчака. Можно провести некую параллель с героем «Обелиска». Их судьбы очень схожи. Януш Корчак, так же как и Алесь Мороз, был очень предан своему делу. Находясь в оккупированной Варшаве, он продолжал вести уроки, несмотря на угрозы. 5 августа 1942 года детей из «Дома Сирот», где он работал, немцы отправляли в концлагерь. Ему предложили свободу, так как знали, что он очень хороший и знаменитый учитель, однако Януш  Корчак до самого конца остался верен своей профессии. Он остался со своими воспитанниками и вместе с ними принял смерть в газовой камере. «Смерть… свой смысл имеет. Великий, я тебе скажу, смысл. Смерть – это абсолютное доказательство. Самый неопровержимый документ. <…. > Да и Мороз доказал это самым красноречивым образом», - утверждает Ткачук.  

Очень важны для понимания авторского замысла описания природы, упоминание Пасхи: «… Природа уже дружно пошла к весне, на деревьях растрескались почки. Вербы стояли пушистые, увешанные жёлтой бахромой».  «В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, вешали». Наступила весна. Это время года символизирует новую жизнь, чистоту и обновление. Именно весной празднуют один из самых светлых праздников – Пасху. Всё обновлённое, яркое и нежное одновременно. Однако именно в этот светлый, святой день вешают сельского учителя Мороза.  « На телефонном столбе у почты укрепили перекладины – толстый такой брус, получилось подобие креста…»  Невольно возникает ассоциация с распятием Иисуса Христа. Учитель, так же, как и Иисус, провисел на «кресте» несколько дней. Можно сказать, что и его распяли, в каком-то смысле. Он добровольно принял смерть и погиб вместе со своими учениками. Он донёс свой крест до самого конца. И теперь висит здесь, на телеграфном столбе… Василий Быков таким образом возвышает поступок Алеся Мороза и его воспитанников. Он нёс свой крест на Голгофу. И возвысился.

Василий Быков написал множество разных произведений о войне. Он заставляет читателей задуматься над важными нравственными вопросами, истинным героизмом людей, переживших войну. Писатель также указывает на роль учителей в военные годы. Они борются до самого конца за своих воспитанников, остаются рядом с ними, несмотря ни на что, и принимают с ними смерть. В этом и заключается настоящий героизм Алеся Ивановича Мороза. А многочисленные произведения Василия Быкова о войне словно небольшие обелиски возвышаются в честь всех павших в страшные годы Великой Отечественной войны. «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, белённый перед праздниками извёсткой, то зелёный под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Прочитанное заставляет о многом размышлять, и я обязательно познакомлюсь с текстом повести полностью и порекомендую «Обелиск» своим одноклассникам!

 

 

Категория: ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ | Добавил: Ramila (13.08.2016)
Просмотров: 6335 | Рейтинг: 3.3/7

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:


ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ - «Одна ночь» В.Быков

«Одна ночь» В.Быков


ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ - Иванова Екатерина. За что я люблю Санкт-Петербург.

Иванова Екатерина. За что я люблю Санкт-Петербург.


ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ - В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера

В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера


ОТКРЫТАЯ КНИГА - Зачем человеку нужно читать? Орлова Анастасия

Зачем человеку нужно читать? Орлова Анастасия


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
наверх