ОТКРЫТАЯ КНИГА [6] |
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ [17] |
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ [8] |
ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ [9] |
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ [6] |
ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ [7] |
В МИРЕ ПОЭЗИИ [7] |
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ [14] |
ПРОБА ПЕРА [2] |
НАД ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКОЙ [1] |
ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: Памятник белому Биму поставят в Калуге
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ: В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ: Петербург Ахматовой
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Дина Рубина «Рябиновый клин»
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Г.Черкашин. Рассказ «Кукла»
27.08.2023 Поздравляю с новым учебным годом!
04.11.2022 День народного единства
04.11.2019 Юбилей Лермонтова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности?
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Итоговое сочинение- 2022
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ: Художественные особенности лирики Ф.Тютчева
Главная » Статьи » ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ |
Один из наиболее спорных русских писателей XX века, непревзойдённый мастер слова и обладатель искусного стиля, вошёл в русскую литературу как Владимир Сирин, в Америке он прославился как Vladimir Nabokov. Владимир Набоков прожил в Петербурге всего 19 лет, но мы всё равно считаем его своим. Для поклонников творчества великого писателя составили маршрут по главным набоковским местам. Дом Набоковых Особняк на Большой Морской в модерновом стиле принадлежал потомкам Суворова, а после — семье Владимира Набокова. Дом стал собственностью семьи в 1897 году как приданое матери писателя Елены Ивановны Рукавишниковой. До того как в 1901 году сюда заселилась семья Набоковых, здание выглядело несколько иным образом. В 1901–1902 годах его капитально перестраивают архитекторы Гейслер и Гуслистый: возводят новый флигель во дворе, здание надстраивают третьим этажом, полностью изменяют экстерьер, а верхний этаж украшают мозаикой с изображением цветов. Этот дом, его внутреннее обустройство и обитателей потом подробно опишет Владимир Набоков в своём автобиографическом сочинении «Другие берега»: на первом этаже располагались отделанные деревом столовая, библиотека и телефонная комната, из вестибюля на верхние этажи вела мраморная лестница с витражами в окнах. На втором этаже находились комнаты родителей, будуар с эркером, на третьем — детские комнаты. Кроме того, дом был оборудован по последнему слову науки и техники: это один из первых домов в Петербурге, где появился телефон, электрические звонки для прислуги, гидравлический лифт, кабина которого представляла собой открытую платформу, отгороженную изящными перильцами. Набоков первым в столице купил роллс-ройс и очень гордился этим, потому что второй такой автомобиль был в гараже у самого императора. В дом на Большой Морской были вхожи лучшие представители столичной аристократии и интеллигенции. Здесь, в «Кабинетной», было проведено большинство заседаний Конституционно-демократической партии, одним из основателей которой был отец писателя Владимир Дмитриевич. Из интерьера этой комнаты до наших дожили лишь потолки орехового дерева. Внутри вообще мало что осталось со времён семейной жизни Набоковых в этом доме. Кроме просторных интерьеров нескольких комнат на первом и втором этажах здания и старых витражей окон над пролётом лестницы, ведущей на третий этаж. Семья Набоковых владела этим домом до 1919 года. Писатель покинул Россию спустя два года после революции, переехав с родителями в Берлин. По воспоминаниям Владимира Набокова, особняк на Большой Морской был его настоящим и, в чистом понимании, единственным домом. Это подтверждает и тот факт, что даже через много лет, когда его имя гремело на весь мир, а счёт в банке рост не по дням, а по часам, он так и не купил собственный дом, а предпочитал жить в гостиницах и съёмных домиках. После того как Набоковы покинули дом, в особняке разместилось Большое телеграфное общество, а после — Управление издательств, полиграфии и книжной торговли Исполкома Ленгорсовета. В настоящее время первый этаж особняка занимает музей-квартира Владимира Набокова, открытый к столетию писателя. Посетители могут узнать историю этого здания и семьи Набоковых, также увидеть коллекцию бабочек, собранных самим писателем. Здесь выставлены экспонаты: карандаш, очки, игра скрэббл, пиджак, ботинки, знаменитое пенсне — его подарил музею сын Набокова Дмитрий Владимирович. Это пенсне — деталь писательского образа, в нём Набоков запечатлён на многих сохранившихся фотографиях. Он говорил, что, когда идёт по улице без пенсне, у него есть возможность, сославшись на плохое зрение, не здороваться с людьми, с которыми он здороваться не хочет. АДРЕС: м. Адмиралтейская, Большая Морская ул., 47 Тенишевское училище В 1911 году юного Володю Набокова отдали в престижнейшее Тенишевское училище, которое находилось на месте нынешнего театра «На Моховой». Сюда принимали мальчиков любого сословия, национальности и вероисповедания. Обучение было платным и довольно дорогим. Училище считалось прогрессивным и либеральным. Будущий писатель сразу оказался под сильнейшим давлением со стороны учителей и других учащихся, призывавших его вступать в различные неформальные клубы, а позднее — в политические дискуссионные группы. Он выстоял, но обрушившиеся на него издёвки и упрёки, видимо, запомнились ему на всю жизнь. Известна история о том, как преподаватель литературы Владимир Гиппиус задал классу сочинение на тему «Лень». Набоков сдал пустой лист. И получил за этот арт-жест от Гиппиуса хорошую отметку. В течение семи лет ежедневно шофёр на красном автомобиле отца возил Набокова на занятия — факт, сразу отделивший нового ученика от всех остальных и сформировавший к нему неприязненное отношение. Как вспоминает Набоков, «не помню, чтобы когда-либо погода мешала мне доехать до училища всего в несколько минут» и описывает свой ежедневный маршрут: «Повернув на Невский, автомобиль минут пять ехал по нему, и как весело бывало без усилия обгонять самых быстрых и храпливых коней, — какого-нибудь закутанного в шинель гвардейца в лёгких санях, запряжённых парой вороных под синей сеткой. Мы сворачивали влево по улице с прелестным названием Караванная, навсегда связанной у меня с магазином игрушек Пето и с цирком Чинизелли, из круглой кремовой стены которого выпрастывались каменные лошадиные головы. Наконец, за каналом, мы сворачивали на Моховую и там останавливались у ворот училища». Памятник Набокову в филологическом дворике
Первый в России памятник Владимиру Набокову был установлен 27 апреля 2007 года во дворе филологического факультета СПбГУ. Открытие его было приурочено к 30-летию со дня смерти Владимира Владимировича. Памятник сложен из металлических труб, навевающих мысли об органе и мольберте, на котором изображён писатель, сидящий в одиночестве за шахматной доской. Скульптор Валерий Аземша назвал свою работу «Одинокий король», ведь, по словам писателя, «одинок всегда тот, кто король». На бронзовой плите помещены строки из романа Набокова «Дар»: «…продлённый призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, и не кончается строка». Рядом с памятником посажена «Литературная рощица» — несколько молодых деревьев, привезённых из Выры, бывшего имения Набоковых.
АДРЕС: м. Василеостровская, Университетская наб., 11, двор филфака СПбГУ
Усадьба «Вырская мыза» Усадьба «Вырская мыза» в 1896 году стала приданым Елене Ивановне Рукавишниковой, выходящей замуж за соседа Владимира Дмитриевича Набокова. А Выра стала постоянным местом летнего отдыха для пятерых детей Набоковых, в том числе и маленького Володи. Усадьбу он вспоминал потом в романе «Машенька»: «Старый, зеленовато-серый деревянный дом, соединённый галереей с флигелем, весело и спокойно глядел цветными глазами своих двух стеклянных веранд на опушку парка и на оранжевый крендель садовых тропинок, огибавших чернозёмную пестроту куртин. В гостиной, где стояла белая мебель, и на скатерти стола, расшитой розами, лежали мрамористые тома старых журналов, жёлтый паркет выливался из наклонного зеркала в овальной раме и дагерротипы на стенах слушали, как оживало и звенело белое пианино». В «Других берегах» также есть воспоминание о Выре: «Двадцатисемилетнее, в чём-то бело-розовом и мягком, создание, владеющее моей левой рукой, — моя мать, а создание тридцатитрёхлетнее, в бело-золотом и твёрдом, держащее меня за правую руку, — отец. Они шли, и между ними шёл я, то упруго семеня, то переступая с подковки на подковку солнца, и опять семеня, посреди дорожки, в которой теперь из смехотворной дали узнаю одну из аллей, — длинную, прямую, обсаженную дубками, — прорезавших „новую“ часть огромного парка в нашем петербургском имении». Владеть этим имением пришлось недолго: очень скоро Набоковы вынуждены были покинуть Петербург. Судьба дома в Выре печальна: он был экспроприирован властями. До Великой Отечественной войны здесь находился ветеринарный техникум, во время войны территория была занята немцами, и в Выре размещался штаб генерала Паулюса. В январе 1944 года при освобождении этой местности советскими войсками усадьба была сожжена. Усадьба в Батово Имение Батово в Гатчинском районе было основным родовым гнездом Набоковых. С 1800 года усадьба принадлежала семье Рылеевых. Позднее Набоковы окрестили бывший кабинет поэта комнатой с приведениями, ведь там якобы появлялась его тень, а главная алея парка называлась «Аллеей повешенного» тоже в память о бывшем владельце. Батово было приобретено в середине XIX века прабабушкой писателя баронессой Ниной Александровной Корф, которая под старость уехала к себе на родину, в Самару, продав имение своей дочери Марии Фердинандовне Корф и её мужу Дмитрию Николаевичу Набокову, деду писателя. Будущие родители Владимира Набокова, Елена Николаевна и Владимир Дмитриевич, собственно и познакомились во время одной из велосипедных прогулок по дороге из Батово в Выру, сразу за мостом. В 1904 году Дмитрий Николаевич умер, и в Батово осталась одна бабушка, к которой на лето съезжались многочисленные внуки, в том числе и маленький Володя. После революции 1917 года в Батовской усадьбе был устроен местный клуб, а в 1925 году дом сгорел. Усадьба в Рождествено
Усадьба «Рождествено» была построена в конце XVIII века. Автора сего великолепия до сегодняшнего дня установить не удалось. Правда, у краеведов и архитекторов на сей счёт имеются некоторые предположения: одни приписывают авторство И. Е. Старову, другие — Н. А. Львову. В этом доме выросла мать писателя, а в 1916 году он достался Набокову вместе с огромным состоянием его дяди Василия. В те годы Владимир Владимирович был несовершеннолетним, а потому в права наследства полностью вступить не мог. Однако в 1916 году на свои деньги он издаёт сборник стихов. После отъезда Набоковых Рождествено разделило участь других семейных усадеб: здание было национализировано, в нём разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны здесь расположились немецкие войска. В послевоенные годы дом перестроили под школу, перекрыли двусветный зал, а первый разбили на несколько помещений. Затем здесь была лаборатория местного сортоиспытательного участка. В 1974 году в усадьбе появились новые владельцы — здесь обосновался краеведческий музей. А в 1987 году он официально получил название Историко-литературного и мемориального музея В. В. Набокова. В 1995 году в здании произошёл сильный пожар: сгорели северная часть дома, парадный зал. В ходе реставрационных работ были обнаружены следы изначальной планировки усадьбы, что позволило воссоздать первоначальный интерьер. АДРЕС:село Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, музей-усадьба «Рождествено»
| |
Просмотров: 1363
| Теги: |
|
| ||||||
|
|
Всего комментариев: 0 | |