Функциональные стили
Публицистический стиль
Приметы стиля
|
Призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность.
|
Цель
|
Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения.
|
Жанры
|
Репортаж, эссе, очерк, заметка, интервью, рецензия и т. п.
|
Рассматриваемые проблемы
|
Политические, философские, нравственные, бытовые, социальные и т. п.
|
Композиция статьи публицистического стиля
|
1. Напоминает научное рассуждение:
а) выдвигается важная общественная проблема;
б) анализируются и оцениваются пути ее решения;
в) делаются выводы.
2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение.
|
Лексика
|
Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей.
|
Синтаксис
|
Риторические вопросы и восклицания. Повторы, синтаксический параллелизм, присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и т. п.
|
Художественный стиль
Приметы стиля
|
1. Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств речи.
2. Используется в художественных произведениях, чтобы
а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие;
б) передать читателю эмоции автора; т. е. наглядность и эмоциональность.
3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора)
|
Цель
|
Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя.
|
Жанры
|
Все жанры художественной литературы.
|
Характерные языковые средства стиля
|
Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка.
|
Официально-деловой
Сфера использования
|
Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность
|
Цель
|
Сообщение, информирование, управление
|
Речевые жанры
|
Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции
|
Языковые особенности
|
1. Клише, штампы, канцелярская лексика.
2. Употребление слов в прямых значениях.
3. Сложные слова, аббревиатуры.
4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.
5. Преобладание существительных, в т.ч. отглагольных.
6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов
|
Научный стиль
Основные приметы стиля
|
1. Строгая логичность изложения — все части в научном тексте тесно связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности.
- Точность. Она достигается использованием слов только в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.
3. Отвлеченность и обобщенность, поэтому в нем много абстрактных понятий, часто используются формулы, схемы, рисунки, диаграммы и т. д.
- Объективность.
|
Сфера употребления
|
Научные работы, справочники, каталоги, статьи, учебники, лекции, рецензии и т. п.
|
Лексические особенности
|
1. Слова стилистически нейтральные, т. е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.
2. Слова общенаучные, т. е. встречающиеся в языке разных наук (температура, сила, градус и т. д.).
3. Термины, т. е. узкоспециальная лексика.
4. Употребление слов в их прямом значении.
5. Отсутствие образных средств: сравнений, метафор, эпитетов, гипербол и т. д.
6. Широкое использование абстрактной лексики и терминов.
|
Синтаксические особенности
|
Употребление вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей, обособленных причастных и деепричастных оборотов, односоставных безличных и неопределенно-личных предложений, сложноподчиненных предложений, использование словосочетаний «сущ.+ сущ. в род. п.
|
Разговорный стиль
Основная функция
|
Устная речь, общение с окружающими людьми.
|
Основные признаки
|
Непринужденность и неподготовленность речи.
|
Форма устной речи
|
Чаще всего диалог или монолог.
|
Особенности синтаксиса
|
1. Простые короткие предложения.
2. Безличные предложения.
3. Вопросительные и побудительные предложения.
4. Неполные предложения.
5. Вводные и вставные конструкции.
6. Присоединительные конструкции.
7. Повторы слов.
8. Слова-предложения.
9. Слова-обращения.
10. Нарушение логической последовательности речи.
11. Свободный порядок слов.
|
Особенности лексики
|
1. Основное большинство слов — общеупотребительная лексика (обиходно-бытовая).
2. Наличие речевых стандартов.
3. Фразеологизмы.
4. Междометия.
5. Частицы.
6. Эмоционально-экспрессивная лексика, передающая личностное отношение к высказываемому.
7. Вводные слова.
8. Практическое отсутствие слов иноязычного происхождения, терминологической и абстрактной лексики.
|
Словообразовательные особенности
|
1.Сложные слова, образованные повтором одного слова, однокоренных слов или слов, близких по значению.
2.Слова с суффиксами субъективной оценки. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки ласкательности, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, реального уменьшения или увеличения.
|
Морфологические особенности
|
1. Преобладание глаголов над существительными.
2. Редкое употребление деепричастий, причастий, кратких прилагательных.
3. Частое употребление личных местоимений.
4. Использование притяжательных прилагательных.
|
|