ОГЭ [3] |
ЕГЭ [5] |
СОЧИНЕНИЕ [3] |
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ [22] |
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ [12] |
ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: Памятник белому Биму поставят в Калуге
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ: В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ: Петербург Ахматовой
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Дина Рубина «Рябиновый клин»
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Г.Черкашин. Рассказ «Кукла»
04.11.2022 День народного единства
04.11.2019 Юбилей Лермонтова
22.06.2019 130 лет со дня рождения А.А.Ахматовой
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности?
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Итоговое сочинение- 2022
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ: Художественные особенности лирики Ф.Тютчева
Главная » Файлы » Литература » МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ |
19.01.2017, 22:36 | |
Гоголевская «Шинель»: образы Саввы Бродского Можете ли вы вспомнить книгу, в которой прочитали «Шинель»? И действительно прочитали — или просто пролистали, «уловив общую идею»: «маленький человек» великой русской литературы, у которого украли шинель, из которой вышли, если помните, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие русские писатели? Печатная (а сейчас и электронная) книга — пиршество для визуалов — людей, которые в своем восприятии действительности опираются главным образом на то, что могут увидеть глазами. В ней писательский текст помогает нам понять, прочувствовать художник. Он создает иллюстрации — а по сути дает свой образ прочитанного, воплощенный в графической, а значит зримой, форме. Может быть, кому-то именно такая художественная книга, к созданию которой приложил свою руку мастер пластического искусства, поможет лучше познакомиться с нашей великой классикой ХIХ века и создать в голове и сердце свой образ прочитанного и — увиденного. Возьмем с полки издание «Шинели», вышедшее в 1985 году с иллюстрациями Саввы Бродского, подготовленное в издательстве «Художественная литература». Уже с суперобложки видим очень неожиданную для нашего восприятия этого классического произведения картину — сюрреалистически великанская шинель на громадном манекене, водруженном на высоченный шест, распласталась над площадью, над целым городом, и даже над миром, словно какой-то вселенский памятник, вздымающийся через время и пространство. Внизу — желтые фонари, словно поминальные свечи на тетраподе, а вверху в небе — белые холодные звезды. Мы — посередине, между землей и небом. В самом начале книги между двумя торжественно вводящими в мир книги авантитулами — разворотная иллюстрация: по полю, подняв вверх руки, словно зовет высшую силу на помощь, бежит вперед куда-то мимо нас между двумя рядами металлических пуговиц с хищными двухглавыми орлами и кричит человечек. Поле оказывается сукном шинели. Это не иллюстрация непосредственно к тексту произведения, а нечто выходящему за его рамки. Здесь, кажется в какой-то момент, что мы могли бы поймать, остановить Акакия Акакиевича или он мог бы задеть, столкнуть нас. На фронтисписе традиционно — портрет автора. Но сделан он очень нетрадиционно. Здесь Гоголь — один из героев своего рассказа. Он смотрит в зеркало. Его мы видим со спины. И видим отражение его лица в зеркале. Оно смотрит, но опять не на нас, а вглубь себя. Лицо снизу освещает свеча. Причем кажется, что в зеркале Гоголь уходит сам от себя, куда-то в сторону, и в центре отразившегося в зеркале оказывается длинный коридор с высокими стрельчатыми потолками, дающими намек на какие-то зрительные иллюзии, шахматную доску и ассоциации с крыльями летучих мышей — стражников ночи: сейчас раздастся звук шагов и они разлетятся, как химеры, в разные стороны. Здесь же, но в другом уже зеркале отразится лысый затылок значительного лица. И зеркало стоит на площади — той самой с суперобложки, по безлюдной пустыне которой бредет одинокая фигура в шинели и без нее на иллюстрациях-разворотах. В зеркале отражаются шинели и цилиндры, висящие на вешалках и словно переговаривающиеся о чем-то друг с другом, пять раз — фигура Акакия Акакиевича: в шинели — у портного, лицо застывшее и еще одно — искаженное зеркальной кромкой — у героя дома; среди дамских юбок на званом вечере; согнутого на коленях перед иконой; согнутого крючком на приеме у важного чиновника и отразившегося в парадных зеркалах. Бросающиеся в глаза детали: манекен и портновский мешочек с воткнутыми в него иголками, огромная и совершенно пустая одинокая железная кровать Акакия Акакиевича, часы-ходики, обрезанные краем иллюстрации сверху; сапоги возле кровати, железная печка с трубой, свеча, прильнувшая к стеклу. Пять пейзажей пустынного замерзшего города с геометрически однообразными линиями одинаковых домов казарменного вида, окон, крыш, со странными в своей примитивности «лабиринтами» парапетов: кажется, что в них нельзя потеряться, но почему-то фигура человечка выглядит совершенно потерянной среди этого однотонного бело-серого безмолвия. Художник все время «выгоняет» своего героя на улицу.Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведенной до своего абсурдного предела.
О художнике: Бродский Савва Григорьевич (1923–1982) – советский художник, книжный иллюстратор, архитектор, скульптор и поэт. С начала 1960-х Бродский все активнее занимается книжной графикой, и эта работа делается главной в его жизни. Бродский создаёт иллюстрации к множеству книг, в том числе «Шинели» Н. Гоголя (книга с иллюстрациями С.Бродского издана после смерти художника в 1985 г.) Орлова О.А.
| |
Просмотров: 1984 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0 | |