ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: Памятник белому Биму поставят в Калуге
ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ: В Москве открылся мемориальный кабинет Ф.Искандера
ПЕТЕРБУРГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ: Петербург Ахматовой
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Дина Рубина «Рябиновый клин»
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: Г.Черкашин. Рассказ «Кукла»
27.08.2023 Поздравляю с новым учебным годом!
04.11.2022 День народного единства
04.11.2019 Юбилей Лермонтова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности?
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: Итоговое сочинение- 2022
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ: Художественные особенности лирики Ф.Тютчева
Эта страничка будет интересна тем коллегам и ученикам, кто сам занимается учебными исследованиями и активно реализует проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка
Автор: Саберзянова Р.Р.
Образовательный проект «Открытая книга»
(Мастерская чтения)
Цель проекта:
Создание условий сетевого взаимодействия учащихся, расширение границ образовательного пространства, активация познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской работы, повышения уровня владения русским языком и ИКТ.
Задачи проекта:
Сроки проведения:
С сентября 2015 года по апрель 2019
Учебные предметы:
Русский язык и литература
Проект носит интегрированный характер (русский язык и литература, история, мировая художественная культура, краеведение, история и культура Санкт-Петербурга, изобразительное искусство, музыка, театр, информационные технологии, психология), объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие содержания образования. В ходе реализации проекта учащиеся обращаются к культуре в широком (предметном, воспитательном, мировоззренческом, философском) понимании. Старшеклассники являются активными участниками реализации сетевого проекта с кафедрой искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Формирование нового поколения петербургской интеллигенции».
Категория участников: ученики 9-11 классов
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен для учащихся 9-11 классов, изучающих русский язык и литературу, и может быть использован в рамках работы над темами «Русский язык как развивающееся явление», «Речь и культура», «Речеведение», «Литература 19 века», «Литература 20 века», «Современная литература», «Современная поэзия»
Проект направлен на расширение и углубление знаний учащихся по данным темам, а также на развитие креативности учащихся.
Актуальность проекта. «Открытая книга» - это возможность приобщения старшеклассников к гуманитарной культуре. «Это образованность души, а не только ума. Она даёт ощущение своего положения в мире идей – философских, этических, эстетических прежде всего», - утверждает Д.Н.Мурин. Приобщение это происходит через текст. Всякий текст, будь то роман, улица города, театр, памятник, человек, может быть «прочитан», так как текст – это сообщение. Таким образом, текст – это не только написанное, но и всё, сделанное руками, умом человека. Основная роль искусства, литературы, литературного краеведения – показать современным старшеклассникам, что существует вечное искусство слова, возможность благодаря музыке, театру, изобразительному искусству прожить несколько жизней, соотнести собственные представления о важном и ценном с художественным миром выдающихся деятелей культуры. Как «пользоваться» этим текстом? «Открытая книга» поможет нам в этом. Открывая книгу, - открываем новый мир!
Проектная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации и взаимодействия в творческой и исследовательской деятельности. На практикоориентированных занятиях учащиеся могут выйти за рамки учебной литературы. В ходе проекта ученики знакомятся с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, обсуждают хорошо знакомые с детства произведения, знакомятся с книжными новинками, исследуют предпочтения в чтении у разных поколений. Проект предназначен для развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, нацеливает их на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки проведения сравнительно-сопоставительного анализа художественных текстов, развивает у учащихся интерес и мотивацию к изучению русского языка и литературы. Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся, активизацию познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышение уровня освоения русского языка, литературы и ИКТ.
Участие в проекте индивидуальное и групповое.
Инновационность: «Открытая книга» - цифровой проект в гуманитарной области образования (соответствует идеям цифровой школы). Организация виртуального самообразовательного пространства учащихся через сетевое взаимодействие и интеграция его в классно-урочную систему делает обучение более доступным и результативным.
Тема проекта органично вписывается в учебный план по русскому языку и литературе, кроме того участникам предлагаются задания, требующие интеграции знаний и умений по истории, мировой художественной культуре, информатике и ИКТ в рамках учебной программы.
Формы работы с учащимися: анкетирование, мастерские построения знаний и творческого письма, мастерские ценностных ориентаций, создание текстов различных жанров (отзыв, рецензия, эссе); читательские конференции, экскурсии в библиотеки и по литературным местам Петербурга и Ленинградской области; создание проектных и исследовательских работ, участие в сетевом проекте ГУПа, интерактивные игры, литературные гостиные, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы (рефлексивная деятельность)
Возможность тиражирования: Проект находится в открытом доступе http://gramotey.moy.su/publ/; сайт с удобной навигацией; вошел в каталог Российской Национальной библиотеки Литературные интернет-проекты (о нашем сайте), много участников (Книга постоянно открыта!): диалоговость, интерактивность (обратная связь, комментарии, гостевая книга).
Совместная деятельность учеников будет способствовать развитию системного мышления, информационной и медиаграмотности, умений устанавливать причинно-следственные связи, навыков диалога и сотрудничества, воспитанию таких качеств, как способность принимать решения и нести за них ответственность. Участники освоят основы информационной культуры, правила безопасного поведения при работе с компьютерными программами, в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Расширят знания о различных способах представления данных с использованием соответствующих программных средств их обработки.
Методы оценки результативности проекта: анкетирование, тестирование, анализ коллективных мероприятий, самооценка.
Эффективность реализуемого проекта подтверждается не только результатами в учебной деятельности, но и личностным ростом учащихся, их устойчивым интересом к чтению, к различным видам конкурсов и проектов.