Приветствую Вас, Гость!
Четверг, 18.04.2024, 19:35
Главная | Вход | RSS

Содержание

Категории раздела

Год литературы

70-летие Победы

В мире поэзии

Послушайте!

Лучшие из книг – те, которые дают больше всего пищи для размышлений, и при этом на самые различные темы. А. Франс

Мотиваторы

КаленДАРь

Статистика

Всего
Польз.
Гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Для слабовидящих

Поиск по сайту

Новые страницы

Новости блога

Доска объявлений

Новые материалы

Внимание, вопрос!

Какую книгу Вы сейчас читаете?
Всего ответов: 145

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература » ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Комментарии к темам сочинений
12.05.2016, 18:03

Темы сочинений в 10-м классе. Комментарии к темам.

М.Г.Белова

1. Многие высказывания Д.С. Лихачёва стали афоризмами. Выберите один, с вашей точки зрения, самый точный. Как Вы понимаете выбранное Вами высказывание
Д.С. Лихачёва? (Раскрывая тему сочинения, обучающиеся могут обратиться к примерам из русской литературы и (или)  собственному опыту).

  • Без памяти нет совести.
  • Жизнь – это прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
  • Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты - хитрость.
  • Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды?
  • Русская литература – совесть русского народа.
  • Самая большая ценность народа – это язык, – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
  • На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди.
  • Страж свободы человека – его совесть.
  • Экология – проблема нравственная.

 

     Краткий комментарий к теме (все комментарии носят рекомендательный, а не обязательный характер):

Выбор учащимися одного афоризма. Его толкование.

Формулирование проблемной задачи сочинения (в виде  тезиса).

Доказательство на примере литературного произведения или обращения к фактам жизни и творчества Д.С. Лихачева. Дополнительные аргументы могут быть основаны на личных впечатлениях и жизненном опыте.

 

2. Какие книги из детства я обязательно прочитаю своим детям?

Краткий комментарий к теме:

   О роли чтения в жизни человека, особенной роли именно детского чтения. Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только ещё  лучше. Почему так говорят? Собственные впечатления, воспоминания о книгах, прочитанных в детстве и юности (авторы, вид книг, собственные детские ощущения; какие мысли, споры, впечатления они оставили, их значение для личностного становления; возможно, история «встречи» с конкретной книгой: кто показал, прочитал впервые, когда, при каких обстоятельствах). Формулирование тезиса о роли чтения в детстве.

    Отзыв или анализ (возможен краткий пересказ, комментарий) одной или более любимых детских книг. Темы любимых книг. Сюжеты, особенности композиции, характеры персонажей, анализ любимых эпизодов. Особенности конфликта. Личные переживания, оставшиеся после чтения.

     Заветная мысль автора книги, которую хочется передать потомкам. Почему именно эту книгу должны прочитать мои дети: что она воспитает в них, передаст им, чему научит и т.п.

    Любимые книжные герои детства, почему важно продолжить семейную традицию.   

    Выводы о роли детских впечатлений для развития и становления человека.

 

3. Почему роман «Капитанская дочка» считается своеобразным духовным завещанием Пушкина?

Краткий комментарий к теме:

 Во вступлении возможно определить разницу между завещанием материального характера и духовным завещанием, можно упомянуть, что роман - последнее эпическое произведение Пушкина, законченное 19 октября 1836 года, ровно за 100 дней до гибели.

     Поиски автором путей развития нации, государства, личности, проблема становления человека. Что для человека и русского мира спасительно: «бунт, бессмысленный и беспощадный»; незыблемость и сила закона или … милосердие и любовь?

       Смысл эпиграфа к роману. Смысл названия. Семья и любовь как главные духовные ценности в романе. Приоритет милосердия и любви как непреходящих ценностей.

       Путь Петра Гринева, утверждающего традиционные ценности семьи. И путь Маши Мироновой, совершающей подвиг во имя любви и провозглашающей любимую мысль писателя: «Я приехала просить милости, а не правосудия».     

 

4. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - как Вы понимаете смысл этого восклицания Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание»).

Краткий комментарий к теме:

    Образ Сони Мармеладовой как христианский идеал для автора романа. Эмблематика имени: София – премудрость.

    Соня как воплощение гуманистического идеала терпения, смирения, кротости, жертвенности. Антитеза корыстным, протестным, разрушительным явлениям в романе. Чтение притчи о Лазаре – идейная кульминация романа.

   Роль Сони в судьбе Раскольникова и/или в системе персонажей романа.

   Убежденность автора в спасительности жертвенного добра и гибельности пути, основанном на протесте и ненависти.

 

5. Экранизация литературного произведения: спор или диалог писателя и режиссёра? (на примере экранизации произведения отечественной литературной классики).

Краткий комментарий к теме:

Особенности интерпретации художественного текста посредством киноязыка. Обретения (преимущества) и потери.

Выбор конкретного произведения литературной классики и написание своеобразной рецензии (отзыва) на киноверсию. Отзыв может включать одну или несколько позиций:

Впечатление, произведенное киноверсией: более сильное, чем литературное произведение, менее сильное? Почему?

Сюжет и композиция. Насколько фильм близок к литературному подлиннику или отличается от него? Кто с кем спорит? Какие сюжетные линии, сохранились в кинофильме, какие исчезли и почему? Какие мысли в кинодиалоге режиссер развивает и дополняет?

Идея. Какая идея (проблема) в киноверсии оказалась основной? Каков режиссерский замысел? Насколько он соответствует или расходится с писательским замыслом? Это диалог или спор? Есть ли, на ваш взгляд,  неоправданные отступления от текста, искажающие главную мысль произведения? Чем они вызваны и какой смысл вкладывал в своё произведение режиссер-постановщик?

Трактовка образов. Внешние черты, жесты, движения, манера речи экранного героя. Как портретные характеристики героев воплощаются во внешности актеров, исполняющих их роль?

           Игра актеров. Удалось ли актёрам создать характеры героев, как их задумал автор?  Мысли и чувства персонажа. Откуда зритель узнает о них? Как передал режиссер внутреннюю речь героя; текст его письма (дневника)? Какие размышления персонажа, о которых мы читали в тексте, превращаются в его действия?

Операторская работа, декорации, общие, крупные планы, музыкальное, шумовое оформление, свет и цвет, компьютерная графика и др. С помощью чего особенности стиля литературного произведения реализованы в киноверсии?

 

6. Как связаны между собой темы природы и родины в русской лирике XIX века?
(На примере одного или нескольких стихотворений).

Краткий комментарий к теме:

Сочинение может включать одну или несколько позиций:

        Темы природы и родины органично переплетаются. Родная природа неразрывно связана с образом родины. Любовь к родине, выраженная через пейзаж  («Родина» Лермонтова).

    Чувства, вызываемые созерцанием русской природы:  восхищение («Невыразимое» Жуковского),  восторг («Зимнее утро» Пушкина), счастье («Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова), умиротворение («Вечер» Фета, «Есть в осени первоначальной...» Тютчева), осознание смысла жизни («Выхожу один я на дорогу...» Лермонтова).  

        Пейзажная лирика раскрывает суть родной земли и народного характера.

Характерные черты русского пейзажа, воплощающие  национальное  начало:

             -  скромность, простота, непритязательность, «смиренная нагота» («Родина» Лермонтова, «Эти бедные селенья...» Тютчева, «Зимняя дорога» Пушкина, можно рассматривать лирические отступления  из романа «Евгений Онегин»).

             -  стихийность, динамика, колдовское начало, фантасмагория  («Бесы», «Зимний вечер» Пушкина, «Весенняя гроза» Тютчева).

              -  бескрайнее пространство, просторы  («Родина» Лермонтова, «На Волге» Некрасова).                    

Характерные мотивы, связанные с утратой/поисками/обретением родины и включающие образы природы:

        -  мотив  скитальчества, пути  («Зимняя дорога», «Няне» Пушкина, «Тучи», «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтова);

        -  мотив воспоминания о родных краях или о прошлом, вызванные реалистическими (лес, поле) или  романтическими  (море, звезда)  образами природы («19 октября» ("Роняет лес багряный свой убор...»), «Погасло дневное светило...» Пушкина;   «Невыразимое» Жуковского);

       - мотив возвращения на малую родину («...Вновь я посетил…» Пушкина,   «Родина» Некрасова («И вот они опять, знакомые места...»)).

        Природа (родная земля) и родина (государство, общество) в лирике могут противопоставляться. Контрасты  родины, выраженные через описание природы:

   - сельского  (лесного) пейзажа как «приюта спокойствия» и социального зла, несправедливости в государстве  («Деревня» Пушкина, «Железная дорога» и «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода...) Некрасова);

   - необъятной шири, раздолья и  мучений угнетённого народа («На  Волге» Некрасова)

   - святости родных мест  и разобщённости, холодности людей, их фальши («Как часто, пестрою толпою окружен...» Лермонтова).

 

 

Категория: ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ | Добавил: Ramila
Просмотров: 2068 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
наверх